Мой город — Элиста
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 
Реклама

Программирование для начинающих детей

Обучение программированию для детей — это не просто освоение кода, а развитие логики, креативности и навыков решения задач. Начать лучше с визуальных языков вроде Scratch и Blockly, которые подходят детям с 6 лет, а далее переходить к более сложным Python и JavaScript по мере взросления. Правильное изучение программирования помогает ребенку не только подготовиться к профессии будущего, но и развить важные личные качества. Онлайн-школы и курсы с индивидуальным подходом делают обучение эффективным и увлекательным, поддерживая мотивацию и помогая шаг за шагом осваивать мир IT.
Юля Гусакова
26 сентября 2025

Программирование для детей — это не просто модное направление, а навык, который помогает ребёнку развиваться, учиться мыслить логически и открывать для себя новые горизонты творчества. А ещё — мощная база для будущей профессии. Давайте разберёмся, зачем детям программирование, с чего начать обучение и какие инструменты выбрать.

Чем программирование полезно для детей

Когда ребёнок начинает изучать программирование, он получает не только технические знания, но и развивает множество полезных навыков:

 

  • Логическое мышление. Будущий программист учится разбирать задачу на шаги. То же самое полезно в жизни: планировать дела, понимать последовательность действий

  • Креативность. Написаие программы или игры похоже на творчество: ребёнок придумывает собственный мир, героев и сюжет.

  • Умение решать задачи. Ошибки в коде учат ребёнка сохранять терпение, не бояться трудностей и искать способы решить проблему.

 

Помните! Даже если в будущем ребёнок не станет программистом, обучение не станет тратой времени. Полученные навыки полезны в бытовой жизни и для большинства профессий.

Программирование для детей с нуля: с чего начать

Начало пути в программировании для ребёнка должно быть понятным и увлекательным. Чтобы учёба не превратилась в заучивание команд, важно правильно организовать её. Ниже разберём первые шаги.

Шаг №1. Выберите направление — что ребёнок хочет создавать

Самое важное в начале — понять, зачем ребёнку программирование и какие задачи ему интересны. У каждого есть свои увлечения, и работа с кодом может стать способом воплощать их в жизнь. Вот несколько примеров, как можно рассуждать:

 

  • Если ребёнок любит игры, ему будет интересно научиться создавать собственные уровни и персонажей. Визуальные среды вроде Scratch позволяют собрать простую игру за пару часов, а более старшие дети могут перейти к Python или Java Script и уже писать свою логику игры.>

  • Если ребёнку ближе рисование и мультфильмы, подойдут языки, где можно оживлять персонажей и строить анимации. Это помогает развивать воображение и при этом знакомит с основами кода.

  • Если ребёнок мечтает о собственном сайте или блоге, стоит обратить внимание на HTML и CSS. 

  • Если нравится решать головоломки и придумывать алгоритмы, то подойдут языки, ориентированные на логику и математику, например, Blockly или Python.

 

Помните! Выбор направления даст мотивацию: ребёнок увидит, что может создавать то, что ему самому интересно. Это удержит внимание и поможет не бросить обучение на полпути.

Шаг №2. Определите точку старта по возрасту

Возраст играет важную роль: слишком сложный язык может отпугнуть, а слишком простой — быстро наскучить. Вот рекомендации, которые помогут вам подобрать язык по возрасту ученика:
 

  • 6–8 лет. В этом возрасте ребёнку трудно воспринимать абстрактные символы и длинный текст, поэтому подойдут только визуальные среды — Scratch или Blockly. Они позволяют мыслить блоками, а не строчками кода, и дают быстрый результат.

  • 9–11 лет. Ребёнок уже способен понимать простые текстовые языки разметки и программирования. Здесь можно добавить HTML и CSS, которые помогут создавать первые сайты, а также постепенно знакомить с Python.

  • 12–14 лет. Подростки осваивают более сложные языки вроде Java Script, могут работать с Python всерьёз и переходить к проектам: сайтам, чат-ботам, простым играм.

  • 15 лет и старше. Здесь ребёнку доступна уже «взрослая» разработка: Java, C#, C++. Конечно, начинать с них не обязательно, но к этому возрасту многие подростки сами хотят попробовать серьёзные технологии.

 

Можно ли заниматься программированием до 5 лет?

Это слишком юный возраст даже для работы с визуально-блочным программированием. Однако 5 лет — самое время, чтобы заложить основы. Подготовьте ребёнка к будущему изучению программирования через развитие логики и творческого мышления. Для этого подойдут развивающие игры, кубики и т. д.

 

Шаг №3. Наметьте программу обучения

Даже самый мотивированный ребёнок быстрее теряет интерес, если занятия хаотичны. Чтобы их упорядочить, нужна понятная дорожная карта со всеми деталями: чего хотим добиться, какими шагами идём и какие проекты создаём. То, как будет создаваться эта программа, зависит от способа обучения.

 

Самообучение — это способ, который подойдёт самостоятельным и хорошо организованным ребятам.

Обучаться самому трудно, но возможно. Особенно, если позволяет возраст, родители помогают справляться с проблемами и есть все нужные материалы. В этом случае можно составить персональную программу. Но без трудностей не обойдётся:
 

  • Чтобы составить хорошую программу, нужен педагогический опыт.

  • Прогресс при самостоятельном обучении идёт гораздо медленнее.

 

Обучение с преподавателем — это способ, который мы советуем детям со слабой мотивацией, нуждающимся в помощи и советах педагога.

 

В этом случае программу составит учитель. Если речь об индивидуальных занятиях или малой группе, она будет учитывать особенности ребёнка:

 

  • индивидуальный темп обучения;

  • ритм жизни;

  • склонности и интересы.

 

Смешанное обучение — это универсальный способ, который поможет сделать обучение индивидуальным и быстрее достичь результатов.

 

С ним преподаватель составит программу, которая будет учитывать занятия в классе и домашние работы. А значит, в обучении станет достаточно и контроля, и методической базы, и развития самостоятельности.

 

Какой бы способ вы ни выбрали, важно проконтролировать качество программы. Вот что обязательно должно в неё входить:

 

  • Цель на 1–3 месяца. Например: «Собрать три игры в Scratch» или «Сделать личную страницу и опубликовать её». Конкретика даёт ощущение смысла в процессе и победы — в конце.

  • Маршрут из коротких тем. Каждая тема — это один маленький кирпичик: события, циклы и условия в Scratch; теги и заголовки в HTML; переменные и списки в Python.

  • Проекты с нарастающей сложностью. Первые проекты ребёнок будет делать строго по образцу, далее — изменять его под себя, а в конце — придумывать и создавать с нуля.

  • Обратная связь и рефлексия. В конце недели важно уделять время короткому ревью: что получилось, что было сложно, что хочется придумать дальше.

  • Портфолио. Папка или страничка с готовыми проектами — она будет мотивировать и показывать рост.

 

Помните! Ритм обучения — важная часть программы. В среднем, педагоги советуют держаться в рамках 2–3 занятия в неделю по 30–60 минут для детей и 60–90 минут для подростков. Лучше заниматься меньше по времени и регулярно, чем редко и по полдня.

Какой язык программирования выбрать

Универсального ответа на вопрос «С чего начать?» нет — каждый язык имеет свои особенности, и выбор зависит от возраста ребёнка и его целей. 

Scratch

 

Scratch — это визуальный язык программирования, один из самых популярных языков для детей. Это не код в привычном виде, а блоки, которые соединяются как пазлы.

 

Этот язык и одноимённая платформа позволяют создавать простенькие игры. мультфильмы и анимации. Начать осваивать можно в 6–10 лет.

 

Плюсы

Минусы

  • простота;

  • яркий интерфейс;

  • быстро виден результат

  • не подходит для создания
    серьёзных проектов;

  • слишком прост для ребят от 10 лет.

 

Blockly

 

Blockly — это визуальный язык программирования, который разработан компанией Google и, как и Scratch, основан на расстановке блоков. 

Этот язык немного строже и ближе к настоящему программированию, чем Scratch. Он хорош тем, что круто прокачивает логическое мышление ребёнка. Однако создать на нём можно только простые программы. Оптимальный возраст для освоения: 6–10 лет.

 

Плюсы

Минусы

  • связь с другими сервисами Google; 

  • хорошая основа для перехода к текстовым языкам программирования.

  • меньше материалов на русском
    языке, чем по тому же Scratch.

 

 

Python 

 

Python — это один из самых популярных языков среди новичков с простым синтаксисом и большим спектром возможностей.

Python позволяет делать почти всё: создавать игры, разрабатывать сайты, писать ботов, проводить анализ данных и т. д. Именно за это его и любят. При этом он настолько прост, что его осваивают с 10–14 лет.

 

Плюсы

Минусы

  • дружелюбный язык;

  • масса бесплатных курсов и самоучителей;

  • много библиотек и фреймворков.

  • не подходит ребятам младше
    8 лет — слишком рано
    для текстовых ЯП.

 

JavaScript

 

JavaScript — это язык программирования, который оживляет сайты и делает их интерактивными.

Чтобы создать страницу, можно обойтись и без JavaScript. Однако именно он может вдохнуть в неё жизнь, ведь именно скрипты на этом языке добавляют динамичные элементы. А ещё на JavaScript можно написать браузерную игру.

Начать работу с этим языком программирования мы советуем в 12–15 лет.

 

Плюсы

Минусы

  • результат сразу виден в браузере;

  • востребованный язык

  • синтаксис сложнее, чем у Python

 

 

HTML и CSS

 

HTML и CSS — это языки разметки, которые отвечают за структуру и оформление сайтов.

Эти языки — база веба, без которой невозможно создать сайт. Они довольно просты, поэтому их можно начать изучать в 9–12 лет.

 

Плюсы

Минусы

  • низкий порог вхождения;

  • пригодится в школе — языки разметки входят в программу по информатике;

  • результат, который видно сразу.

  • не связаны с написанием алгоритмов, не готовят к работе с языками программирования.

 

 

Где можно научиться программированию с нуля

Онлайн-школы

В онлайн-школе программирования можно учиться под присмотром преподавателя. Так ребёнок получит индивидуальную программу с заданиями, эффективность которых уже проверена на других учениках. Кроме того, учитель поможет раскрыть индивидуальность ученика, найти уникальную мотивацию и будет регулярно давать обратную связь.

 

Краткий обзор на школы программирования для детей

Школа

Курсы

Особенности

Skysmart Pro

Программирование в Minecraft, Roblox, Scratch,
Python, Unity, разработка игр, веб-разработка

  • программы под разные возрастные группы;

  • актуальная программа;

  • опытные преподаватели; 

  • много практики;

  • удобная онлайн-платформа.

Kodland

Roblox, Scratch, Python, Unity, JavaScript, UX/UI дизайн

  • фокус на личных проектах;

  • мини-группы и индивидуальные занятия; 

  • дружелюбные наставники.

Алгоритмика

Scratch, Python, Unity, веб-разработка

  • есть курсы математики;

  • много офлайн-филиалов;

  • своя онлайн-платформа с «умным» учебником.

ProgKids

Программирование в Minecraft, Roblox, Scratch, Python, Unity, веб-разработка, AI

  • много направлений;

  • есть самостоятельные занятия;

  • молодые преподаватели.

 

Онлайн-платформы и самоучители

Ещё один вариант обучения — подписка на образовательный сервис. С ней у будущего программиста будет доступ к платформе с уроками и видео для самостоятельных занятий. Домашку в этом случае будет автоматически проверять система.
 

 

Краткий обзор на школы программирования для детей

Платформа

Описание

Особенности

Code.org

Интерактивная платформа, где можно решать задачи и управлять персонажами.

  • бесплатный доступ;

  • поддержка русского языка;

  • игровой формат.

Stepik

Российская платформа с курсами по Python, HTML, Java Script.

  • бесплатные курсы на русском языке;

  • много практики.

 

Клубы и кружки программирования в вашем городе

Если в расписании есть время, всегда можно попробовать очные курсы и кружки для юных программистов. В них ребята объединяются в группы, создают коллективные проекты и даже иногда участвуют в городских и государственных соревнованиях. А ещё это отличный способ найти друзей по интересам.

 

5 полезных советов начинающим от преподавателя программирования

Совет №1. Начинайте с малого

Не стоит сразу ставить перед ребёнком амбициозные задачи вроде «создать собственную игру в стиле Minecraft». Запаситесь терпением. Пусть он для начала сделает простую анимацию или сайт-визитку. Увидев результат, он почувствует уверенность и захочет двигаться дальше.

Совет №2. Используйте игру как основу обучения

Дети учатся быстрее, когда материал подают в игровой форме. А потому визуальные языки, приложения с заданиями и мини-играми — это не просто развлечение, а настоящая школа логики. Используйте их, а не одну лишь сухую теорию.

Совет №3. Учите принимать ошибки

Ошибки в коде — это естественно. Даже профессиональные программисты тратят много времени на исправление багов. Важно объяснить ребёнку: ошибка — это не провал, а подсказка, что нужно попробовать иначе. 

Совет №4. Хвалите и поддерживайте

Детям важно одобрение, особенно от родителей. Даже если проект кажется простым, отметьте его ценность и старания ребёнка. Когда он услышит от вас «Ты сделал всё сам, это так круто!», он получит мотивацию продолжать.

Совет №5. Учите регулярно, но понемногу

Лучше заниматься несколько раз в неделю по полчаса-часу, чем сидеть целый день. Так знания будут усваиваться постепенно, а ребёнок не устанет и не потеряет интерес.

 

Полезные инструменты для начинающих изучать программирование

Сайты и приложения

Сегодня многие сервисы помогают детям изучать программирование через игру, интерактивные задания и проекты. И хотя они не подойдут как основной источник знаний, но зато могут стать крутой дополнительной практикой. Рассмотрим их в таблице ниже.

 

Сайты и приложения для изучения программирования с нуля

Название

Описание

Преимущества

Недостатки

Kodable

Приложение с интерактивными уровнями для изучения алгоритмов

Игровой формат, подходит детям с 6 лет, красочный интерфейс

Ограниченные возможности в бесплатной версии

Grasshopper

Мобильное приложение от Google для изучения Java Script

Простые мини-уроки, быстрые результаты, доступно бесплатно

Подходит скорее подросткам, чем младшим школьникам

Cargo-Bot

Игра-головоломка для iPad

Учеба через решение задач, развивает алгоритмическое мышление

Доступна только на iOS, мало теории

LightBot

Мобильная и десктопная игра для прокачивания логики

Увлекательно для детей младшего возраста

Простое и ограниченное в возможностях приложение

Swift Playgrounds

Приложение от Apple для изучения языка Swift

Красочный дизайн, пошаговые задания, реальный язык программирования

Только для устройств Apple

 

 

 

Все перечисленные выше платформы имеют интерфейс на английском языке. А значит, ребёнку потребуется ваша помощь, чтобы освоить их.

 

Книги для детей по программированию

Книги помогут ребёнку сосредоточиться, дадут возможность возвращаться к пройденному материалу и вдохновят примерами. Ниже оставляем список наших любимых книг по программированию.

 

Книги по программированию для детей

Название

Автор

Особенности

«Программирование для детей»

Кэрол Вордерман

Красочные иллюстрации и простые объяснения

«Scratch для детей»

Мажед Маржи

Подробное руководство с игровыми проектами

«Python для детей. Самоучитель по программированию»

Джейсон Бриггс

Весёлые примеры и доступные пояснения

«JavaScript для детей. Самоучитель по программированию»

Ник Морган

Пошаговые задания с юмором

«HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов»

Джон Дакетт

Книга с большим количеством наглядных схем

 

Бесплатные курсы для детей по программированию

Для первых шагов в программировании подойдут и бесплатные курсы, которые познакомят ребёнка с языками и дадут попробовать свои силы.

 

Бесплатные курсы по программированию для детей

Название

Платформа

Возраст

Особенности

Основы Scratch

Stepik

7–10 лет

Бесплатный курс с простыми заданиями

Информатика для детей

Uchi.ru

7–10 лет

Простые задания для начальной школы

Python для начинающих

Stepik

10+ лет

Учебный курс с практикой на русском языке

 

В этой статье мы рассмотрели шаги и советы, которые помогут вам направить ребёнка к освоению программирования с нуля. А ещё — инструменты и платформы, чтобы сделать первые шаги увлекательными. Используйте их, и, возможно, это станет основой для будущей профессии ребёнка.

 

Skysmart

Юля Гусакова
26 сентября 2025

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты