«В гуманитарном классе школы № 1514, где я учусь, есть много часов литературы с прекрасным учителем, факультативы по «зарубежке», МХК, для энтузиастов — по философии. К тому же внешкольная жизнь литераторов тоже как-то сама собой вращается вокруг искусства: мы часто ходим в театры, на поэтические чтения, устраиваем что-то окололитературное сами. Так что, можно сказать, что литературе не просто уделяется внимание — это важная часть жизни многих учеников нашего профиля. А вот русского, к сожалению, у нас довольно мало, поэтому лингвистикой приходится заниматься вне школы. До 10-го класса я учился в Тюмени и время от времени занимал первые места на региональных этапах «Всероса». В 9-м классе скорее случайно прошел в финал «Всеросов» по русскому и по литературе и случайно же взял там дипломы. Во многом поэтому я переехал в Москву и школьные, муниципальные, региональные этапы больше почти не писал, нагло пользуясь «автопроходом» в финал.
«Всерос» для меня — это одновременно образ жизни и совершенно побочное мероприятие, к которому не надо готовиться. Вокруг него в Москве существует отличная тусовка, весь год проходят лекции, выездные школы. Олимпиадники знают друг друга и много общаются. Оказывается, что все это гораздо ценнее самой олимпиады: получаемые таким образом знания глубже и интереснее олимпиадного «прожиточного минимума». Литература стала моим способом существования. В последнее время я горячо полюбил современную поэзию, читал ее, говорил о ней, ходил на лекции. Возможность так проводить время появилась благодаря «Всеросу» и помогла его выиграть — но нельзя сказать, что это было ради него. В общем-то ради самой олимпиады я не сделал почти ничего. Задания заключительного этапа устроены так, что их невозможно решить без любви к предмету и без его понимания, но в то же время, чтобы выиграть соревнования по литературе, действительно необходимо только в общих чертах представлять себе школьную программу, а чтобы получить диплом по русскому — прочитать учебник Леканта «Современный русский язык».
«Всерос» стремится к тому, чтобы запрашивать не столько фактические знания, сколько понимание принципов. Поэтому и на русском, и на литературе задания были в основном чуть более сложные и изящные, чем обычно, но требовали при этом меньше каких-то конкретных теоретических знаний. На первом туре по литературе на выбор, как всегда, предлагался анализ поэзии или прозы. Я анализировал непростое и «красиво устроенное» стихотворение Жданова «Мороз в конце зимы трясет сухой гербарий...». Второй (творческий) тур обрадовал предложением придумать литературную премию и образовательную передачу. Устный предлагал порассуждать о литературных ассоциациях к картинкам. Задания по русскому оказались также довольно нешаблонными, многие из них напоминали микроисследования.
Было бы нечестно сказать, что я не испытал радость от победы. Но нужно понимать, что в олимпиаде большую роль все-таки играют судьба и везение. Некоторые мои друзья объективно лучшие филологи, чем я. Не просто более эрудированные, но и банально более умные. И они не стали даже призерами. Победа на «Всеросе» — далеко не всегда показатель, его формат не позволяет в конечном счете использовать все свои сильные стороны. Можно невероятно тонко чувствовать литературу или понимать наиболее прогрессивные теории в лингвистике — и все равно проиграть. Так или иначе это осознают все олимпиадники. Поэтому мне было приятно подержать в руках корочки с золотыми буквами, но слишком большое значение я этому не придавал.
Что касается планов на дальнейшую учебу, то здесь вечный вопрос: «Вышка» или МГУ, филология или лингвистика. Вуз я еще не выбрал, но «Вышка», похоже, ближе мне по духу. Если какая-нибудь из государственных структур решит порадовать олимпиадников грантами, лето я потрачу на путешествия и участие в Международной олимпиаде. Если нет — на гораздо более бюджетные путешествия и опять же участие в Международной олимпиаде».
«Я учусь в школе «Глория», которая раньше называлась Государственная столичная гимназия. В прошлом году в школе были курсы по подготовке к олимпиадам по праву, однако диплом заключительного этапа мне тогда получить не удалось: я был первым «под чертой». Так что в этом году я начал подготовку на более высоком уровне.
Перед заключительным этапом я прошел муниципальный и региональный этапы. Первый пройти не представляет никакой сложности — задания там довольно легкие, выйти «на регион» может даже человек с общими знаниями по предмету. Региональный же этап существенно сложнее — его уже составляет федеральное жюри. В этом году из-за смены формата и других реформ он все же был довольно легким, но проходной балл все равно оказался весьма внушительным.
Задания регионального и заключительного этапов были схожи по типу и уровню сложности: вопросы на соотнесение, правовой кроссворд, перечисления. В этих типах заданий есть только небольшие различия в сложности, суть их не меняется. Другое дело — задачи. Если на региональном этапе каждая направлена на конкретную и зачастую довольно очевидную норму, то на заключительном задачи на порядок труднее: они посвящены более сложным нормам и обладают многоуровневой структурой. Человек без специальной подготовки сможет их решить, наверное, только наугад.
Основная моя подготовка проходила в Центре педагогического мастерства, действующем под эгидой Департамента образования Москвы. Безусловно, имела место и самоподготовка, но стоит признать, что без знаний, которые мне дали преподаватели центра, я вряд ли смог бы чего-то добиться на этой олимпиаде. Больше всего в изучении права мне помогла наглядно представленная в виде таблиц и дайджестов информация из различных нормативных правовых актов. Это было лучше, чем простое чтение и заучивание кодексов. Если у вас нет доступа к готовым выжимкам, я настоятельно рекомендую сделать их самостоятельно, иначе вы едва ли сможете запомнить столько материала. Честно говоря, ни одного бумажного кодекса за все время своей подготовки я так и не приобрел.
Заключительный этап олимпиады в Нижнем Новгороде в этом году был организован довольно хорошо. Мы жили и писали туры, по сути, в одном здании, всегда было понятно, что делать и куда идти, все правила нам детально разъяснялись. Конечно, формат олимпиады сильно изменился — теперь тестовых заданий у нас нет вообще, только соотнесения, «вставь слово», задачи и т. д. Однако в основном это сыграло на руку тем, кто действительно качественно подготовился к соревнованиям. Волновался я не очень сильно: к тому времени я уже хорошо написал «Высшую пробу». Конечно, проиграть было бы неприятно, но не настолько, как если бы я не имел вообще никакой подстраховки. Просто пришел на тур, написал все, что знаю, и сдал работу.
В прошлом году олимпиаду я проиграл, и те отрицательные эмоции были гораздо сильнее нынешних положительных. Тогда я думал, что, наверное, ребята с дипломами на седьмом небе от счастья. Но, получив свой диплом, я воспринял это как закономерный результат долгих месяцев подготовки, хоть и был рад. Убежден: чтобы выиграть «Всерос» по естественно-научным предметам или математике, нужно быть гением. Что касается олимпиады по праву, то здесь, скорее, нужна хорошая память, трудолюбие и любовь к этой дисциплине, а не гениальность. Хотя понимать законы тоже надо, но это зачастую не играет первостепенной роли.
Сейчас я выбирают между факультетами права в НИУ ВШЭ и в МГИМО. В моих ближайших планах — немного развеяться после месяцев подготовки, погулять с друзьями, может быть, куда-то съездить. Сам факт того, что мне больше не нужно вставать в шесть часов утра по выходным, уже весьма радует».
«Я учусь в школе № 2007, где учеников активно готовят к олимпиадам, в том числе и к отборочным этапам «Всероса». Моя подготовка заключалась в том, что я долго и упорно сидел и решал задачи. Кроме того, я занимался на московских олимпиадных сборах с другими участниками. Три отборочных этапа проходили в моей школе. Задачи на них оказались максимально легкими, для меня они выглядели, как «возьми и напиши». Задачи на финале в разы сложнее и технически, и по содержанию.
Для меня это был уже пятый «Всерос» по информатике. Ничем, кроме задач, он не отличался от предыдущих. Когда я узнал о дипломе призера, обрадовался. Но мои друзья и знакомые начали как-то слишком уж сильно меня хвалить. Кому-то это, может, и приятно, но мне такое не особенно нравится. Я считаю, что за последний год не так уж и много сил вложил в эту олимпиаду.
Могу с уверенностью сказать, что соревнования по информатике кардинально отличаются от «Всероса» по другим предметам. Эта олимпиада скорее техническая, нежели идейная. Чтобы стать призером, достаточно просто много заниматься, это под силу почти любому школьнику. Не надо быть гением, чтобы победить.
Сейчас я хочу только сидеть и отдыхать. Иногда посещать школу для того, чтобы написать ЕГЭ на хоть сколько-то приличный балл. Мне кажется, что еще не скоро в жизни мне предоставится возможность хорошо отдохнуть в течение такого длительного времени. Что касается выбора вуза, то я хочу пойти в Высшую школу экономики. Для меня очень важно, что там есть возможность совмещать работу и учебу».
«Я была призером регионального этапа в прошлом году, поэтому в этом получила возможность пропустить школьный и муниципальный туры. Региональный этап на этот раз был интересным благодаря нововведениями: вместо классического анализа нужно было развернуто ответить на вопрос по тексту. Автор текста, предложенного 11-му классу, Сергей Шаргунов посетил Казань во время заключительного этапа олимпиады и рассказал участникам о своем творчестве, ответил на вопросы слушателей и прочитал два своих рассказа. Порадовало творческое задание: написать собственный верлибр или стихотворение в прозе на заданную тему.
Во время подготовки к олимпиаде я перечитывала любимые тексты, причем не только отечественную классику, но и произведения современных авторов, в том числе зарубежных. Помогает и чтение литературоведческих трудов (Лотман — наше все). Стоит также ознакомиться с работами победителей и призеров прошлых лет. Московским школьникам помощь в подготовке предлагает Центр педагогического мастерства. Я, к сожалению, не посещала их лекции, но нашла много полезных материалов на сайте Школы юного филолога. Больше всего в подготовке мне помогла весенняя выездная школа, организованная ЦПМ. Четыре пары в день, лекции (особенно запомнилась лекция по оккультной нумерологии в «Пиковой даме»), семинары, посвященные анализу текста, творческие задания, репетиция устного тура — это был настоящий интенсив.
Первый тур заключительного этапа олимпиады приходился на 1 апреля, и на открытии организаторы пообещали нам много сюрпризов. Первым оказалась рифма к слову Казань, которую мы узнали тогда же, на открытии олимпиады, — «сказанье». На первом туре, однако, нам был предложен классический анализ прозаического или поэтического текста. Я выбрала для анализа философский рассказ Марины Вишневецкой «Т. И. Н. (опыт сада)». Я получала настоящее удовольствие от процесса разбора текста — близкого и поэзии, и кинематографу одновременно, — и в этом, наверное, залог успеха.
Второй тур оказался по-настоящему творческим: нужно было придумать свою литературную премию для современных поэтов и написать заявку для телеканала «Культура» на создание учебной программы по литературе. Устный тур пугал меня еще во время выездной школы. Тогда я переволновалась и не смогла ответить. Но задание на олимпиаде оказалось нестандартным и при этом на удивление «моим»: были даны изображения, нужно было выбрать одно и рассказать, с какими литературными произведениями оно может быть связано. Я выбрала изображение, сюжет которого был связан с антиутопиями, и дополнила свой рассказ свободными ассоциациями. Тогда, во время выездной школы, нервничая перед репетицией устного тура, я бы никогда не подумала, что получу за него на олимпиаде максимальный балл.
Перед каждым туром тренер нашей команды Владимир Владимирович Сперантов говорил, что самое главное — это свобода. Готовность выбрать нестандартный путь, необычное решение. Свобода, с одной стороны, и умение собраться, с другой — таков, на мой взгляд, секрет успеха. Олимпиада — к сожалению, первая и последняя — была для меня уникальным опытом, но теперь надо думать о будущем. Я с детства мечтала заниматься журналистикой, два года ходила в Школу юного журналиста при журфаке МГУ, поэтому я склоняюсь к выбору именно этого факультета».
«Сейчас я учусь в СУНЦ МГУ — это одна из лучших школ в России по результатам учеников на олимпиадах, а с 1-го по 9-й класс учился в школе № 7 в городе Кольчугино Владимирской области. В конце 9-го класса я сдал экзамены в СУНЦ и поступил. У нас в школе есть кружок олимпиадной химии, его ведут в основном студенты МГУ, которые раньше учились в СУНЦ и выигрывали соревнования. Благодаря этому кружку и самостоятельной подготовке я смог стать в 2017 году призером «Всероса», а в этом году — победителем.
В прошлом году мне пришлось писать все этапы олимпиады (школьный, муниципальный, региональный, заключительный). К каждому туру нужно было готовиться отдельно, поскольку они сильно отличаются по сложности друг от друга. Когда я, к своему удивлению, стал победителем регионального этапа, начал усиленно готовиться к финалу. Я побывал на химической смене в центре «Сириус» в Сочи и на других химических сборах, где значительно поднял свой уровень. Кроме того, я прочитал несколько книжек по физической, органической, неорганической и биохимии, а также прорешал задания «Всероса» прошлых лет.
В этом году заключительный этап олимпиады проходил в три тура: два теоретических и один практический. На первом этапе задачи были достаточно сложные, и я не смог решить на максимум ни одну. Во втором туре, к счастью, можно было выбирать, поэтому для меня он оказался более успешным. Практический тур был не очень сложным. Перед каждым раундом я сильно волновался, но когда начинал писать работу, старался сконцентрироваться на решении задач и про волнение забывал.
Когда меня пригласили на сцену для вручения диплома победителя, я очень обрадовался. А в родной школе меня встретили с шариками, тортами и поздравлениями. Я собираюсь поступать на химфак МГУ, поскольку там учатся и работают лучшие химики России. Сейчас я готовлюсь к Международной Менделеевской олимпиаде, которая пройдет в Минске, а после нее буду готовиться к отбору на международную олимпиаду по химии, куда мне очень хотелось бы попасть».
Обсуждение материала
Оставить комментарий